Powered By Blogger

пятница, 1 апреля 2022 г.

ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕНЯ. КАКОЙ ЕЩЁ СУМРАЧНЫЙ РЕБЁНОК? КТО ЭТО ТАКОЙ? У МЕДАЛИ ДВЕ СТОРОНЫ, КАК У ЛУНЫ.

Давайте по философствует. Я тут мудрые мысли нашла, читая один интересный текст, найденный в сети. Спешу поделиться инфой с вами. Итак, вперёд. Начинаем. 
Все мы постоянно испытываем какие-то эмоции. Каждую секунду своей жизни. Чувствуем что-то, даже если кажется, что это не так. 


Потому что, к примеру, апатия — это тоже в определенном смысле эмоция, мы ощущаем ее как собственную безучастность и отрешенность от происходящих вокруг событий. 



Как нежелание вовлекаться в ту жизнь, которая течет рядом с нами, нежелание тратить энергию, которой и так мало внутри. 



Как пишет российский физиолог Е.А. Юматов, даже во сне мы испытываем субъективные ощущения. И сновидения наши могут носить «эмоциональный» характер, когда радость или боль воспринимаются гораздо сильнее, чем наяву. 



Бывает, что человек не может ответить на вопрос, что он сейчас чувствует. И в последнее время, как отмечают многие психотерапевты, которым приходится задавать своим клиентам этот вопрос, таких людей становится все больше. 



Правда, это отнюдь не значит, что человек действительно не испытывает эмоций. Скорее он испытывает трудности в осознавании того, что чувствует. 



А также не может подобрать верных слов, чтобы донести до окружающих все то, что происходит у него внутри. 


В психиатрии для этого свойства личности существует специальное название — алекситимия — введенное в научный оборот в 1973 году гарвардским профессором Питером Сифнеосом. 


А задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие эмоции вы испытываете чаще всего: позитивные или негативные? 
И какие события жизни сформировали в вас именно такую эмоциональную ? 


Я о себе могу сказать, что чаще испытываю негативные эмоции. 
И это не только гнев или раздражение, негативную окраску носят и усталость, досада, грусть. 
То есть все те эмоции, которые во время пандемии стали преобладающими для большей части населения планеты. 



По сути это эмоции, которые базируются на отсутствии чувства безопасности, на нашей внутренней неуверенности. 


И вот что интересно: Википедия сообщает, что количество видов отрицательных эмоций в несколько раз превышает количество положительных. 
При такой статистике неудивительно, что почти 3,4% населения Земли страдает депрессией (официальные данные ВОЗ). 
И это только публикуемая статистика. 


Но рассказать вам я хочу не об этом, а о том, как формируется наша эмоциональная направленность. 
Иными словами — почему чаще мы испытываем те, а не иные эмоции. 



Причина всего — первичное доверие, о котором пишет в своей книге с очень терапевтическим названием «Ребенок в тебе должен обрести дом» немецкий психолог и психотерапевт Стефани Шталь. 




Она не первый представитель своей профессии, который говорит, что вся наша взрослая жизнь обусловлена детскими впечатлениями и переживаниями — тем, что мы прожили или не смогли прожить в детстве. 




Каждому из нас необходимо место, где можно без опаски быть самим собой. В идеальной ситуации для ребенка это родительский дом, где нас принимали во всех хороших и плохих проявлениях. 



И если родители действительно давали нам быть собой и любили нас такими, какими мы были, то это сформировало «позитивный жизненный настрой». 



Благодаря ему уже будучи взрослыми мы ощущаем себя в безопасности не только внутри семьи, но и вообще в жизни. Именно это ощущение и называется первичным доверием. 


Однако вся проблема состоит как раз в том, что у многих этого базового (безусловного) доверия к миру не сформировалось, потому что не каждый родитель психологически способен принять все проявления своего ребенка. 


Почему? 

Это отдельная и весьма непростая тема. 
Здесь «замешаны» культурные, исторические и собственно психологические факторы. 
Но суть одна: наши детские переживания сформировали нас не уверенными в себе или напуганными, сомневающимися в своей нужности или испытывающими трудности в межличностном общении. 
И за все эти чувства, пришедшие из детства и сопровождающие нас уже во взрослой жизни, ответственна часть личности, определяемая как «внутренний ребенок». 


Стефани Шталь характеризует ее как «сумму наших детских впечатлений, которые мы познали через своих родителей и других близких людей». 
«Большая часть этих воспоминаний, — пишет она, — находится в бессознательной области. Поэтому можно утверждать, что внутренний ребенок является существенной частью бессознательного». 



Также в своей книге она приводит следующую статистику: подсознание на 80-90% управляет нашими поступками и переживаниями. 







Вот он — ответ на вопрос, что (или кто) формирует нашу эмоциональную направленность. 
И от того, каков наш внутренний ребенок, зависит то, какие мы здесь и сейчас, как мы воспринимаем действительность и реагируем на поступки окружающих. 



Для описания характера внутреннего ребенка Стефани Шталь вводит необычные метафоры: «солнечный ребенок» и «сумрачный ребенок». 
По сути в каждом из нас живет и тот, и другой, ведь в детстве у нас было не только плохое, но и много хорошего. 



Но в определенной ситуации на первый план выходит только один из них. 
Это как с Горлумом из «Властелина колец», помните? 
Он — самая яркая иллюстрация двух частей подсознания, которые на первый взгляд не подвластны нашему рациональному «Я» (взрослому «Я»). 





Солнечный ребенок доверяет миру и наполнен уверенностью в себе. 
Спектр его эмоций — это энтузиазм, трепет, решимость, оптимизм, удовлетворенность, гордость, радость, восхищение, надежда, заинтересованность, увлеченность, любовь, безмятежность, безопасность. 




За трудные чувства и трудное восприятие мира в нас отвечает Сумрачный ребенок. 
Его чувства — злость, обида, досада, раздражение, сопротивление, зависть, подавленность, тревожность, страх, одиночество, грусть, беспомощность, стыд, вина. 



Стефани Шталь говорит, что эти структуры личности формируются в течение первых шести лет жизни, как раз когда формируется строение головного мозга. 
Отношение родителей формирует и «подкармливает» обоих: и Сумрачного, и Солнечного ребенка. 




Но ни в коем случае нельзя воспринимать процесс развития детско-родительских отношений в черно-белых тонах. 
Потому что они, как и любые другие отношения, не могут двигаться по прямой. 

Конфликты случаются и в понимающих семьях. В «трудных» семьях в свою очередь дети также могут испытывать радость или ощущать любовь. 

Реально трудной С. Шталь называет ситуацию, когда родители не справляются с воспитанием, кричат на ребенка или откровенно пренебрегают им.

Солнечного ребенка нужно холить и лелеять, звать, чтобы он «приходил» чаще. 
А Сумрачного — принять, несмотря на его (и ваши) трудные чувства, подарить ему «ощущение родного дома». 
Как это сделать и что это значит? 







Для начала — научиться не отворачиваться от его (и своей) боли, страхов, того, что кажется неудачей. 
Принять его и свою неидеальность, а значит, принять себя таким, какой есть. 





Стать самому себе поддерживающим взрослым. 
Ведь в нас живет не только внутренний ребенок, но еще и взрослая — сознательная — часть, которой под силу пойти по этому пути самоподдержки, а не отрицания и пренебрежения. 

То есть сделать как раз то, чего не сделали для нас в детстве значимые взрослые — взращивать в нем первичное доверие, которое не будет безусловным, но все-таки способно будет стать опорой в дальнейшем. 




Всё ли вам тут ясно и понятно ? 
Какие остались вопросы ? 
И остались ли они вообще ? 


Любите Жизнь, 
как
Люблю Её Я !!)) 

Ваша Машенька Чибисова !!)) 



#философия #дети #ребёнок #дитя #философ #умныемысли #ум #мозг #разум #цитата #философия21века #сумрачныйребенок #солнце #детскийпсихолог #психология #психолог

Комментариев нет:

Отправить комментарий